PostNAB о тенденциях в телевидении

 PostNAB о тенденциях в телевидении
Автор | Анна Бителева

Национальная ассоциация телевещателей (НАТ) провела очередную конференцию по мотивам крупнейшей телевизионной выставки NAB (Лас-Вегас). В этом году все выставочные мероприятия прошли в заочном формате, и конференция НАТ также транслировалась через интернет. Ее полная запись выложена на Youtube, ссылки доступны  в конце материала,  а мы остановимся только на том, что показалось наиболее интересным.
Представим основных участников обсуждения. Это модераторы конференции -директор НАТ Александр Широких и директор технологического комитета НАТ Олег Колесников, а также участники панельной дискуссии— Андрей Черников, директор департамента стратегии развития и технической политики РТРС, и Сергей Подлесский, технический менеджер по новым медиа компании Olympic Broadcasting Services (OBS).


Смена тенденций

Консалтинговая компания Devoncroft BBS  ежегодно публикует результаты опроса около полутора тысяч технических директоров ведущих медиа компаний на тему их текущих приоритетов. По словам Александра Широких исследование настолько авторитетно, что его результаты учитываются компаниями при формировании планов на будущее. Основной интерес при изучении исследования представляет изменение приоритетов по сравнению с предыдущим годом. 2019 год принес свои изменения в расстановку акцентов https://devoncroft.com/2019/08/29/ip-tops-2019-ranking-of-most-important-commercial-trends-in-global-media-technology-sector/. Так, впервые за 10 лет мультиплатформенная доставка контента уступила лидерство переводу студий на IP инфраструктуру и B2B передачу контента по IP. Еще одним значимым изменением стало появление в топе технологии 5G. Годом ранее ее в списке не было вовсе, а сейчас она занимает 6 место. Показательным стало также перемещение искусственного интеллекта с 7 места на 4, он поменялся местами с облаками и виртуализацией. Большинство остальных направлений более или менее сохранили свои позиции. Рассмотрим самые интересные из них.


2019-Devoncroft-BBS-Media-Technology-Global-Trend-Index.png


Новые видео форматы

Интерес мировых медиакомпаний к формату 4К согласно опросу Devoncroft BBS, сохранился на прежнем уровне. Однако по наблюдению участников конференции в России востребованность контента 4К пока низка. Как отметил Александр Широких, сегодня российским подписчикам предлагается уже 14 UHD каналов, однако этот факт не привел к массовой замене телевизоров. Александр сослался и на недавнее интервью с гендиректором Орион -Эспресс Кириллом Махновским, который не видит бизнес схем для предложения UHD каналов своим подписчикам. Не ожидает интереса к 4К и Андрей Черников, при том, что РТРС долгое время транслировал в Москве тестовый мультиплекс с каналами в таком разрешении. А Владимир Широков, глава телерадиокомпании СТАРТ, занимающейся организацией спортивных трансляций, признался, что за три года, которые компания предлагает передачу в 4К, на эту услугу не поступило ни одного заказа. По мнению Олега Колесникова все форматы выше HD интересны прежде всего для решения технологических задач, связанных с передачей дополнительной видео информации, например, для трансляции панорамного видео. Особенно это справедливо в отношении 8К. Это косвенно подтвердил Александр Широких, делясь впечатлениями от посещения китайской выставки BIRTV 2019. По его словам, основная масса решений для производства 8К показывалась на экспозиции в связке с передачей VR/AR контента по сетям 5G.

В то же время участники дискуссии отметили, что производство 4к заметно дешевеет и при должном масштабировании будет стоить не дороже производства HD контента. Более того, со временем, оно приблизится к HD и по стоимости доставки. Но все это при условии массового распространения.

Что путь 4К к массовому зрителю будет более сложным, чем был у HD эксперты предвидели еще во времена первых тестовых трансляций. Причина – неочевидные преимущества дополнительного увеличения разрешения в условиях домашнего просмотра. Попытки подтолкнуть распространение 4К с помощью дополнительных улучшений формата, в первую очередь, за счет HDR, пока тоже не дают радикальных результатов. По мнению Александра Широких это связано с обилием конкурирующих форматов, основные из которых— Dolby Vision, HDR1, HDR 10 + и HLG. Причем разные производителя чипсетов, кодеров, телевизоров и операторы технологических платформ для размещения контента поддерживают свое подмножество перечисленных форматов. Есть пока и сложности со съемкой HDR в реальном времени. По мнению одного из комментаторов проблема может быть связана с отсутствием HDR мониторов в передвижных телевизионных станциях (ПТС ). Возможно все это и привело к тому, что в последнем рейтинге Devоncroft HDR опустился с 9 места на 11.

Что касается XR/AR/VR форматов то, за последний год еще активнее стали использоваться варианты дополненной реальности (AR). Пример ее применения медиакомпанией Fox Sports можно увидеть на 17 минуте ролика второго дня. А классический вариант виртуальной реальности (VR), в свою очередь, практически ушел из телевидения, что уже не новость.


Производство медиа

Первая тенденция — начало массового перевода студийных инфраструктур на IP. Работа в этой направлении очевидно активизировалась в связи с принятием двух SMPTE стандартов. Пакет стандартов ST 2110 регламентирует синхронизацию и агрегацию компонентов медиапотоков во внутристудийной IP сети, а ST 2022-6/7 —определяют интерфейсы для инкапсуляции в IP традиционных студийных форматов, таких как 3HD/HD-SDI или MPEG-TC. До появления этих стандартов существовало несколько корпоративных, несовместимых между собой решений и это тормозило переход студий на IP. Помимо внутристудийной инфраструктуры активно развиваются и технологии IP доставки до студий, о которых мы подробно писали  здесь.

Искусственный интеллект применяется в медиасекторе для решения самых разных задач, но Александр Широких акцентировался на одном направлении – роботах-дикторах. В ролике второго дня (23.40) показано выступление робота, разработанного китайским информационным агентством “ Синьхуа”. И хотя «железный диктор» из Китая выглядит очень роботизированным, по мнению Александра, распространение таких дикторов, позволит информагентствам напрямую конкурировать с новостными телеканалами, особенно учитывая, что новости у них часто появляются раньше, чем у телеканалов

Стоит упомянуть еще два новых явления, о которых рассказал Александр Широких. Первое -появление полностью автоматизированных комплексов для съемки спортивных мероприятий. В России, правда, они пока не прижились. Второе – появление кейсов, связанных с удаленным производством. Как отметил Сергей Подлесский репортажи с олимпийских игр пока готовятся месте, но при освещении, например, юношеских олимпиад, на которые выделяются меньшие бюджеты, многие вещатели уже перешли на удаленное производство. А Александр Широких вспомнил о масштабном проекте Fox Sports по удаленной подготовке контента с чемпионата мира по футболу в России. Монтаж материалов и подготовка хайлайтов выполнялись в Лос-Анджелесе. В результате, компании удалось сэкономить сотни тысяч долларов на командировках и транспортировке оборудования.


SAAS и облака

В студийном секторе, как и везде, произошел отказ от специализированного железа в пользу серверов общего назначения с соответствующим ПО, и в качестве следующего этапа­– постепенное замещение собственных систем обработки и хранения в пользу SAAS с оплатой за аренду и облачных решений. Как отметил Сергей Подлесский, в студийной сфере в облака уже первый год выносятся архивы и некоторые функций обработки видео, такие как транскодирование. Но российские компании по наблюдению участников дискуссии, к аренде облачных услуг относятся очень насторожено, в лучшем случае рассматривая их как вариант резерва. По мнению Андрея Черникова это национальная черта, обусловленная нежеланием ставить себя в зависимость от долгосрочных партнерских договоров. Стоит, однако, учитывать и то обстоятельство,что размещение SAAS сервисов требует формирования в облаке сложной надстройки, которая, как отметил Серей Подлесский, создается в тесной кооперации с будущими клиентами — медиа провайдерами и операторами медиауслуг. Подробнее о формировании облачных надстроек можно прочитать здесь. Они в основном создаются в крупных американских облаках — AWS и Microsoft Azure, а также в китайском Alibaba Cloud, с которым активно сотрудничает Международный Олимпийский Комитет. Нашим компаниям с этим облаками работать действительно сложно. Перспектива же скорого появления российских общественных облаков с инфраструктурой для телевизионных компаний выглядит сомнительно, как минимум, по причине малого числа потенциальных клиентов.Единственный вариант, который кажется реалистичным для России, это аренда вещателями или ТВ операторами мощностей крупных корпоративных дата центров.


Вещание в 5G

Планы вещания через 5G рассматривались на конференции в контексте работы 5G–MAG( Media Action Group)— межотраслевой организация, созданной осенью прошлого года Европейским вещательным союзом (EBU). В ее задачи входит отработка сценариев и уточнение протоколов применения технологии 5G Broadcast в медиа секторе. И РТРС, как член EBU с 2003 года, стал единственным российским участником в 5G-MAG. Андрей Черников, который входит в состав координационного комитета 5G-MAG, рассказал о направлениях, рассматриваемых этой организацией для применения 5G Broadcast. Технологию предлагают применять не только для передачи телевидения, но в других случаях, когда достаточно однонаправленного канала. Технология может использоваться для передачи медиа или другой информации в корпоративных или производственных сетях, а также при организации внутристудийных сетей для сбора потоков с видеокамер во время живых трансляций. В 5G-MAG рассматриваются и не медийные сценарии применения технологии, например, для управления автомобильным движением или передачи сообщений от МЧС. Сергей Подлессский, со своей стороны, подтвердил, что 5G уже применяется для доставки спортивного контента от видео камер. Первая сеть такого рода была организована Южно Корейским телекомом еще в 2018 году во время Зимней Олимпиады в ПхенЧхане.

В отношении перспектив вещания через 5G Андрей Черников был довольно скептичен. В свое время он занимался проектом DVB-H в Билайне и провел аналогию с неудачной попыткой вывести эту технологию на рынок. По его мнению, основной причиной неудачи технологии стало отсутствие телефонов или других приемников с поддержкой DVB-H. Отсутствие приемников, считает он, может стать препятствием и для массового запуска вещания через 5G. Здесь хочется сделать отсылку к анализу причин неуспеха DVB-H, предложенному в свое время коммерческим директором одного из отделений Orange Оливье Дотелом. Основные из перечисленных им проблем для 5G Broadcast неактуальны. В частности, телефоны с поддержкой не появлялись из-за отсутствия коммерческой заинтересованности со стороны сотовых операторов. Тем не менее, востребованность этого направления сможет определить только рынок.


 Проблемы OTT и успех HbbTV

 Олег Колесников инициировал обмен мнениями на извечную тему о том вытесняет ли уже линейное телевидение мульти-платформенным ОТТ. Если коротко подвести итог обсуждению то ОТТ по прежнему скорее дополняет традиционное телевидение, чем замещает его. Факторы, тормозящие массовый переход на ОТТ, за последние годы тоже не изменились. Во-первых, это качество ШПД. Период карантина показал, что многие сети не имеют запаса для резкого увеличения медиатрафика. Во вторых, — цена ОТТ услуг. Для многих регионов она значительна, и выглядит неоправданной. В третьих, — сложность пользовательского интерфейса. В четвертых, неочевидная востребованность дополнительного функционала . Так, Сергей Подлесский, признал, что при просмотре спортивных событий, основная масса зрителей сконцентрирована на самой действии и не просматривает расширенную статистику или информацию об участниках, на сбор которой для ОТТ трансляций тратится много усилий.

 Линейное телевидение тоже не стоит на месте, участники Post NAB отметили успех в России технологии HBB-TV. Два года назад она начала использоваться на Первой канале для голосования в программе «Голос». С тех пор канал расширил сферу ее применения, и к нему присоединились Матч-ТВ, НТВ, СТС и некоторые другие телеканалы. Кроме того, технологию начали внедрять и операторы связи, предлагая решение в аренду. Первым платформу Hbb-TV установил у себя РТРС, а позже к нему присоединились Билайн и Акадо. По словам Александра Широких приложения HBB-ТВ, неплохо монетизируются и помогают омолодить аудиторию. Так что в ближайшие годы смерти линейного телевидения в России ждать не приходится.



 



К списку материалов